Арбитражный спор об обязании Правительства утвердить нормативы потребления коммунальной услуги: Нижегородская область

В производстве Арбитражного суда Нижегородской области рассматривается дело А43-34748/2018 по иску Некоммерческое партнерство «Богородские коммунальные энергетические системы» (НП «БКЭС») об обязании Правительства Нижегородской области утвердить нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Богородского муниципального района Нижегородской области
Суть спора в следующем.
Приложением  № 1  к постановлению Земского собрания Богородского района Нижегородской области от 23.12.2005 года № 41 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения Богородского района», который был установлен в размере 0, 022 Гкал. на 1 кв. м., ставки 16,80 руб. за 1 кв. м. общей площади для населения Богородского района Нижегородской области, который применялся при расчетах с ресурсоснабюжающими организациями за услугу отопление.   
Некоммерческое партнерство «Богородские коммунальные энергетические системы» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением  о признании п. 4 Приложения № 1  к постановлению Земского собрания Богородского района Нижегородской области от 23.12.2005 года № 41 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения Богородского района» в части установления норматива потребления и ставки по отоплению в размере 0, 022 Гкал. на 1 кв. м., ставки 16,80 руб. за 1 кв. м. общей площади незаконным, ссылаясь на то, что оспариваемым нормативно-правовым  актом утвержден норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для населения Богородского района Нижегородской области в размере 0, 022 Гкал., при этом норматив является единым для всех многоквартирных домов, что противоречит Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».  
Решением Нижегородского областного суда от 11.11.2016 года административное исковое заявление НП «Богородские коммунальные энергетические системы» удовлетворено,  п. 4 Приложения № 1  к постановлению Земского собрания Богородского района Нижегородской области от 23.12.2005 года № 41 «О тарифах на жилищно-коммунальные услуги для населения Богородского района» в части установления норматива потребления и ставки по отоплению в размере 0, 022 Гкал. на 1 кв. м., ставки 16,80 руб. за 1 кв. м. общей площади признано недействующим с 01.01.2015 года. 
Определением Верховного суда РФ от 20.03.2017 года № 9-АПГ17-1 решение Нижегородского областного суда от 11.11.2016 года оставлено без изменения.  При этом, Верховный суд РФ разъяснил следующее: Правительством Нижегородской области 19 декабря 2014 г. принято постановление № 908 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Нижегородской области», вступившее в силу с 01 января 2015 года, которым установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях, в том числе,  на территории Богородского муниципального района Нижегородской области. 
Иными словами, с  01 января 2015 года на территории Богородского района Нижегородской области был утвержден норматив потребления коммунальной услуги по отоплению Постановлением Правительства Нижегородской области от 19.12.2014 года № 908.  
Впоследствии, Некоммерческое партнерство «Богородские коммунальные энергетические системы» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с 1 января 2015 г. приложения 14 к Постановлению № 908, ссылаясь на его несоответствие статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306.
Решением Нижегородского областного суда от   27 июня 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено: приложение 14 к Постановлению № 908 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Верховного суда РФ 16.11.2017 года № 9-АПГ17-20 решение Нижегородского областного суда от 27.06.2017 года оставлено без изменения.  То есть, с момента вступления решения Нижегородского областного суда – 16.11.2017 года Приложение № 14 к Постановлению № 908 от 19.12.2014 года перестало действовать. 
Таким образом, с учетом принятых судебных актов, в Богородском районе Нижегородской области отсутствует законодательно установленный норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для многоквартирных домов, что является прямым нарушением требований действующего законодательства
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 утверждение нормативов потребления коммунальных услуг входит в обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Таким образом, нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе, на отопление должны быть установлены органами государственной власти Нижегородской области.
Согласно ст. 15 Закона Нижегородской области от 03.10.2007 года № 129-3 «О Правительстве Нижегородской области» Правительство Нижегородской области утверждает нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории области. 
Таким образом, и федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области на Правительство Нижегородской области возложена обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг. 
Поскольку норматив потребления  не был установлен, НП «БКЭС» обратилось в Арбитражный суд  с настоящим иском об обязании Правительства Нижегородской области утвердить нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Богородского муниципального района Нижегородской области
 Заявление НП «БКЭС»  было принято Судом  и возбуждено  производство по делу А43-34748/2018.
В судебном заседании 15.11.2018 года ОтветчикомПравительством Нижегородской области было представлено  Суду и сторонеПпостановление Правительства Нижегородской области от 12.11.2018 года № 741 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Богородского муниципального района Нижегородской области», которым установлен норматив потребления по отоплению на территории Богородского муниципального района Нижегородской области.
Особенно следует обратить внимание на те обстоятельства, что норматив потребления по отоплению на территории Богородского муниципального района Нижегородской области Ответчиком был установлен после получения от Истца по настоящему спору внесудебного экспертного заключения, рассчитывающего такой норматив  в рамках дела №А43-16655/2017
В соответствии со ст. 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично. 
В связи с утверждением норматива потребления на территории Богородского муниципального района Нижегородской области Постановлением Правительства Нижегородской области, то есть фактически    добровольным исполнением Ответчиком требований Истца после вынесения определения судом о принятии искового заявления к производству, Истец отказался от исковых требований по настоящему делу  
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 года № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражный судах» при прекращении производства по делу в связи с отказом истца (заявителя) от иска (заявления) следует учитывать, что государственная пошлина не возвращается, если установлено, что отказ связан с добровольным удовлетворением ответчиком (заинтересованным лицом) заявленных требований после подачи искового заявления (заявления) в арбитражный суд (абзац третий подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).
В этом случае арбитражный суд должен рассмотреть вопрос об отнесении на ответчика (заинтересованное лицо) расходов по уплате государственной пошлины исходя из положений статьи 110 АПК РФ с учетом того, что заявленные в суд требования фактически удовлетворены.
 
Заявление о взыскании расходов на представителя подано в Суд и будет рассмотрено Судом позднее.
 
Интересы Заявителя представляла Ольга Перминова
 
 
 
 
 
 

Теги: