Подготовлены для выступления на I Международной конференции "Информационные системы и технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации"

Подготовлены для выступления на I Международной конференции "Информационные  системы и технологии в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации"  

О.И. Перминова Управляющий в  ТСЖ "Загорье 1"

Доклад на тему: "Домом управляет ТСЖ:  информационные технологии  в законодательном и правовом регулировании  пока скорее миф, чем реальность"

Правовая основа образования Гражданского Общества в России  закреплена в ст.3 Конституции РФ, где в п.1 ст.3 устанавливается, что народ является  «единственным источником власти»,п.2. ст.3 определяет, что «Народ осуществляет свою власть непосредственно»,  и  «через органы государственной власти и органы местного самоуправления».Исходя из ст.3 Конституции народ, самоорганизуясь по месту жительства в виде ЖСК, ТСЖ, Общих Собраний в МКД, Советов МКД, конференций граждан, независимых управлений и Ассоциаций ТСЖ, осуществляет свою власть непосредственно. Многолетний опыт управления  собственниками Многоквартирных домов  через Жилищные образования (ТСЖ/ЖСК, СМД и др.)  уже доказал  жизнеспособность этого формата, однако множественные конфликты текущего законодательства и планируемые нововведения  в законодательство ставят под угрозу уничтожения эту форму управления жилой недвижимости и  очень усложняют работу по управлению многоквартирными домами. Проблем  было бы гораздо меньше, если бы информационные технологии в системе ЖКХ  внедрялись активнее и сами системы были бы совершеннее.

 

Казалось бы, Жилищный кодекс Российской Федерации ввел новый правовой институт управления многоквартирным домом собственниками многоквартирного дома. До его введения функция содержания и ремонта была закреплена за государством и муниципальными образованиями и была направлена только на поддержание текущего состояния жилой недвижимости, тем самым не соответствуя потребностям рынка жилой недвижимости.

Новый подход к управлению жилой недвижимостью направлен на сохранение и увеличение стоимости жилой недвижимости за счет комплексного подхода к управлению и улучшения качественных характеристик жилищных и коммунальных услуг.

А как на деле?  Поправки в Жилищный кодекс были введены  Федеральным законом Российской Федерации от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ. Уже  25 декабря  2012 появляется еще один  Федеральный закон  с поправками N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Сейчас снова готовится закон  о поправках в Жилищный кодекс Российской Федерации, но и он не дает окончательного описания всей системы управления жилой недвижимостью, а одно из базовых понятий  «многоквартирный дом» в ЖК РФ носит неопределенный характер.

Отсутствие стандартов, определяющих  жизненные циклы жилой недвижимости не позволяет определить необходимые параметры  в процессе управления жилой недвижимостью, которые можно было бы контролировать. Это не позволяет собственникам жилья влиять на качество услуг недобросовестных управляющих организаций. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября  2010 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» многими управляющими организациями либо не исполняется совсем, либо  исполняется не в полном объеме и формально.

В чем причина? Одна из основных - отсутствие доступных в онлайн режиме актуальных документов  технической инвентаризации зданий/сооружений,  отсутствие возможности открытого онлайн обсуждения законодательных актов.

Зачем это нужно?  Причина снова в противоречивом законодательстве.В Федеральном законе от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не упоминается о ТСЖ (ЖСК), как об институте самоорганизации населения в системе местного самоуправления.  В Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред.от 2013 года) утверждается, что в «жилищном секторе» потребителями коммунальных услуг являются ТСЖ (ЖСК) и управляющие организации (далее УО). Тем самым государство закрепило за ТСЖ (ЖСК) статус хозяйствующего субъекта. В постановлении Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 термин «потребители» заменяется на «исполнители», которыми «могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив …».

Таким образом, государство с 2003  г. отодвинуло народ (самоорганизацию людей) от непосредственного осуществления власти, от «осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения». Вместо этого ТСЖ (ЖСК) присвоили статус хозяйствующих субъектов в ЖКХ, по аналогии с УО. Теперь ТСЖ предлагают вступать в производственные СРО и препятствуют деятельности как со стороны государственных органов, ОМСУ, так и судебных органов.

Законодательство стало бы  совершеннее, а поправок меньше, если бы существовал единый информационный портал -  законодательно утвержденная платформа для обсуждения готовящихся законов, поправок  или законопроектов,  на котором эксперты и граждане могли вы высказывать свои замечания по законодательным проектам и/или уже существующим НПА, а господа законотворцы отвечали бы за свои «перлы». Если бы такая функция имелась, то вопросов, возможно, стало бы много меньше, поскольку ответы бы были обязательны и стало бы невозможно отмалчиваться или имитировать активную деятельность.

 Существующие онлайн ресурсы, призванные помогать в управлении МКД, сегодня приводят  к противоположным результатам. Например, dom.mos.ru, призванный раскрывать для граждан информацию об УО, работая до сих пор в тестовом режиме, оставил собственников центрального района Москвы без субсидии города, поскольку МЖИ, проведя проверку, не увидела сотни, а может и тысячи гневных писем, направленных в адрес владельцев ресурса. Письма лишь принимали к обработке, но не выкладывали онлайн. Отсутствие информации привело к приостановлению субсидии. Портал самого МЖИ, не имеет реестра ТСЖ/ЖСК, так же не имеет сервиса для обращений и обратной связи, что приводит к многочисленным  недоразумениям,  иногда завершающимся исками в суд  (Дело N А40 5050/2013,  Иск ТСЖ «Лесково 8» к МЖИ). Программное обеспечение ГЦЖС не обрабатывает данные о льготах, установленных законодательством. Предоставление гражданам льгот по оплате услуг электроснабжения на ОДН и соответствующее возмещение выпадающих доходов произведено быть не может. Программное обеспечение обновлять не хотят, а лишние деньги с людей берут. На жалобы не реагируют. А будь онлайн ресурс с обратной связью – дело бы сдвинулось.

Примеров нежелания чиновников полноценно внедрять IT-технологии в сфере ЖКХ можно привести множество, но не стоит давать им в руки эти технологии без продуманной законодательной базы, иначе получается, как с раскрытием информации об УО. Смешали вместе УО (ведущие хозяйственную деятельность) и ТСЖ (общественные организации), управляющие домом самостоятельно и не имеющие прибыли. Власти обязали УО и ТСЖ вести интернет ресурс с раскрытием информации о деятельности и технических характеристиках домов. Поставили выдачу субсидий на содержание дома в зависимость от наличия ресурса. При этом не определили откуда ТСЖ взять деньги на создание и ведение ресурса, и откуда взять техническую документацию на дом.

Необходимо использовать все лучшее, что уже существует и работает для удобства людей. Имеется в виду портал госуслуг. Там уже можно получить разрешение на строительство дома и многое другое. Пора уже переводить оказание  услуг ЖКХ в электронный вид, сделать сферу ЖКХ ПРОЗРАЧНОЙ И ПОДКОНТРОЛЬНОЙ НАРОДУ.

Невозможно добиться стабильного развития сферы профессионального  управления жилой недвижимостью без проведения коренных преобразований в законодательстве и нормативных актах, а также без введения мер стимулирования развития  профессионального управления  жилой недвижимостью, как через ТСЖ/ЖСК, так и через  Управляющие Организации, созданные с целью получения прибыли.

Ольга Перминова.

Управляющий ТСЖ.

И.В. Курамшина, гл бухгалтер ЖСК "Березина"

Доклад на тему: "Раскрытие информации: Миф или реальность, проблемы ТСЖ/ЖСК  г. Москвы и возможные пути их решения (из опыта)".

Тезисы

1. Функционирование порталов, на которых УО, ТСЖ и ЖСК обязаны раскрывать информацию по Стандарту (731-ПП):

– передел зон (НОСО УН – РеформаЖКХ) и его последствия для пользователей порталов, раскрывающих информацию;

– затянувшийся процесс тестирования портала «Дома Москвы» и, как следствие – санкции надзорных за раскрытием информации органов;

– отсутствие в отдельных разделах портала «Дома Москвы» данных БТИ;

2. Отрицательное реагирование служб техподдержки обязательных для раскрытия информации порталов на обращения пользователей:

- о работе порталов в целом;

- на замечания, жалобы, просьбы о помощи по заполнению таблиц и разделов;

- на конкретные предложения, облегчающие работу с порталами абсолютно всем пользователям.

3. Реагирование надзорных за раскрытием информации органов на жалобы пользователей о плохой работе порталов.  В том числе, адресная программа бюджетного субсидирования содержания М К Д и штрафные санкции за не полное раскрытие информации.

4. Отсутствие у пользователей данных для заполнения информации на порталах. Реакция проектных институтов на запросы УО, ТСЖ или ЖСК о предоставлении информации по типовым проектам домов для размещения ее согласно 731-ПП на обязательных порталах.

5. Формальное заполнение УО, ТСЖ и ЖСК разделов обязательных для раскрытия информации порталов.

6. Предложения (из опыта):

– портал «Дома Москвы» закрыть до начала его функционирования в рабочем режиме;

– законодательно на региональном  уровне внести ответственность БТИ по заполнению всех необходимых разделов портала «Дома Москвы» по каждому дому до начала открытия портала «Дома Москвы» после окончания тестирования;

– законодательно на региональном  уровне запретить надзорным за раскрытием информации органам привлекать к ответственности пользователей портала, которым вменена обязанность раскрытия информации согласно 731-ПП, до начала открытия портала «Дома Москвы» после окончания тестирования;

– обязать Департамент информационных технологий г.Москвы  провести анализ обращений пользователей на предмет улучшения работы портала «Дома Москвы» , в частности :

А) обязать разработчиков данного портала доработать таблицы в статье 11 на основании типовых норм и правил предоставления услуг в ЖКХ с возможностью их правки пользователями, а не полного самостоятельного заполнения;

Б) обязать разработчиков данного портала ввести функцию сохранения введенной информации без обязательного заполнения нулевых строк нулями;

В) обязать разработчиков данного портала заблаговременно вывешивать яркий баннер или сообщение о готовящихся профилактических или ремонтных работах во избежание потери пользователями вводимой информации при неожиданном закрытии портала на ремонт, как это случается постоянно;

Г) обязать разработчиков данного портала ввести дополнительную функцию – сообщение пользователям  после каждого сохранения информации, в том числе, с замечаниями о конкретных ошибках и проценте раскрытия информации по каждому разделу;

Д) обязать разработчиков данного портала ввести в поля, где отображаются сообщения надзорных органов,  дополнительно: Ф.И.О. проверяющего, дату проверки, статус проверки, обнаруженные ошибки, замечания, дату следующей контрольной проверки.  Ввести подобные поля абсолютно во все разделы портала;

– законодательно на региональном уровне решить вопрос взаимосвязи раскрытия информации о деятельности УО, ТСЖ и ЖСК по стандарту раскрытия информации (731-ПП) и предоставления бюджетных субсидий получателям таких адресных субсидий на содержание и текущий ремонт МКД. 

 

 

 

 

Теги: 

  • Тезисы приняли, значит будем выступать:)