Минстрой России внес проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ». Это новость буквально "взорвала" Интернет сообщества!

Минстрой России внес проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ»,  информация размещена на  федеральном портале проектов нормативных актов 

Это новость буквально «взорвала» Интернет сообщества!

В данной публикации мы предлагаем мнения участников дискуссий.

  Гл. редактор журнала «Председатель ТСЖ» Сауле Беркимбаева ( размещено на ФБ по ссылке,  а так же на сайте журнала: 

Жилищные объединения столицы, обеспокоенные новыми поправками в ЖК РФ предлагаемые Минстроем (ID проекта:02/04/03-16/00046686 )  06.04.16 собрались на экстренное совещание. Помимо ТСЖ/ЖСК/ЖК на мероприятии были и председатели Советов домов. Организаторы разъяснили собравшимся порядок голосования на федеральном портале проектов нормативных актов://regulation.gov.ru/, чтобы максимальное количество жилищных активистов смогли выразить свое мнение по данной законодательной инициативе.По результатам обсуждения предлагаемого законопроекта приняты следующие решения:

- провести экстренный чрезвычайный съезд ТСЖ/ЖСК/ЖК и жилищного актива 

- по данному законопроекту подготовить письмо в органы власти и начать сбор подписей собственников жилья

Проект письма

Мы, члены жилищного объединения ТСЖ/ЖСК «ХХХХ» (Для советов домов: Мы, собственники жилья многоквартирного дома по адресу….) требуем приостановить рассмотрение поправок в ЖК РФ предлагаемых Минстроем (ID проекта:02/04/03-16/00046686 ) до широкого общенародного обсуждения. Мы заявляем, что:

- акт приема работ по капремонту наравне с органом МСУ должна подписывать жилинспекция с персональной ответственностью чиновников

- управляющая компания обязана раз год отчитываться о проделанной работе и расходовании средств собственников;

- жилищные инспекции не должны вмешиваться в демократические процедуры выборов и работу жилищных объединений. Их полномочия должны быть ограничены надзором за техническим состоянием зданий, их конструктивных элементов и инженерных систем;

- председатель ТСЖ/ЖСК, согласно ч. 1 ст. 149 ЖК РФ является выборным лицом. Квалификационные требования к выборному лицу, тем более, предварительная сдача квалификационного экзамена, не установлены в настоящее время ни для одного вида деятельности, в т.ч. и в отношении выборных лиц, руководящих более ответственными структурами: Президента, депутатов всех уровней, руководителей некоммерческих организаций и т.д.. Кроме того, согласно ст. 70 Трудового кодекса испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;

- попытки уничтожить ЖСК после выплаты пая уже неоднократно предпринимались, и были отменены после скандалов и конфликтов. Дополнительные эксперименты над сложившейся традицией не нужны;

-предлагаемое голосование по принципу один собственник – один голос приведет к дисбалансу с иными нормами законодательства РФ о пропорциональности бремени расходов доле в общем имуществе. Для ограничения влияния мажоритарного собственника необходимы другие механизмы;

-при смене способа управление не должно быть временного препятствия по реализации данного решения.

Олег Шеин  депутат ГД  РФ от  партии  «Справедливая Россия»   (размещено на ФБ по ссылке):

Правительственные чиновники в очередной раз взялись перекраивать Жилищный Кодекс. 12 лет назад, явно по ошибке, они прозевали нормы, позволяющие собственникам разорвать договор с неугодной компанией, самостоятельно выбрать другую фирму или создать ТСЖ, установить размер тарифа на содержание дома и приводить его в порядок.

В результате минимум в 200.000 домов были созданы Домовые Советы, а то и настоящие ТСЖ. Жители стали обустраивать свои дома, а деньги перестали течь туда, куда обычно их отправляли разные начальники.

Ввиду такого непорядка было специально создано целое Министерство ЖКХ, сосредоточившееся на уничтожении ростков самостоятельности и эффективности. Под трезвон про наведение порядка и якобы малограмотного собственника началась ломка законодательства. В прошлом году было уничтожено Непосредственное управление – самый удобный и легкий способ жилищного самоуправления, предусмотренный законодательством. Был принят закон о лицензировании управляющих компаний с нескрываемой целью оставить на рынке только свои компании. То есть, чтобы построить дом, лицензия не нужна, а чтобы подмести около дома дорожку требуется разрешение специального государственного органа. Затем были введены убийственные штрафы с ТСЖ в случае неразмещения информации об их работе в интернет. Жилищная инспекция бросила все ресурсы на штрафы с ТСЖ и ЖСК. Но народ держится и не хочет отдавать свои дома под Управляющие компании.

Теперь появился еще один законопроект, с текстом которого можно ознакомиться на сайте Минстроя.

Поправкой в ст. 20 ЖК РФ Жилищной Инспекции и местным органам власти дается право через суд отменять решения общего собрания. При этом неважно, просят собственники их подавать в суд или нет. Эта статья особенно примечательно, если учесть разделение труда между федеральными и местными чиновниками. Если наверху делят доходы от нефти, то внизу от ЖКХ. Во всех городах страны муниципальное начальство имеет дружеские управляющие компании, и теперь получает право заставить собственников платить туда, куда оно захочет.

Статьей 161 убивается свобода договора. Не жители, а власти теперь будут писать, что именно должно в таком договоре содержаться. Существующий перечень уже предусматривает и ремонт подъездов раз в пять лет, и полив газонов и многое иное, что либо устарело ввиду развития строительных технологий, либо можно обсуждать в Люксембурге, но никак не в Сызрани. Сама власть расписалась в неспособности выполнить обязательства по капремонту ранее 2045 года, но от людей требует все сделать сейчас и сразу. Очевидно, что работать системе будет также, как и сегодня – «друзьям все, врагам закон». Сколько ТСЖ и Домкомов, к примеру, поставили пластиковые окна? – Множество. А сколько пластиковых окон поставили муниципальные ЖЭК и РЭУ? – Ни одного. Но штрафует ли жилищная инспекция эти ЖЭКи и РЭУ? – Ничего подобного. Она обрушивает разорительные штрафы на ТСЖ, ЖСК и неугодный властям реальный частный бизнес.

Статья 162 вытекает из предыдущей. В ней говорится, что органы власти будут разрабатывать «методические рекомендации по размеру цены договора». Исходя из реальной практики, эти рекомендации будут рассматриваться как обязательный норматив. И норматив будет повышать размер квартплаты, а вовсе не снижать его. Он вводится, чтобы пресечь попытки людей найти более выгодную цену. Прикрываться все будет, как обычно, заботой о населении, которое, дескать, может стать жертвой демпинга, и которое не в состоянии само принять осмысленное решение, с кем и как ему заключать договоры. Хорошо, что в стране нет отдельного Министерства торговли, в противном случае гражданам запретили бы самостоятельно делать покупки в магазинах.

Поправка в ст. 48 ЖК РФ предусматривает коренную ломку системы голосования в многоквартирном доме. До сих пор голосование шло в соответствие с размером жилплощади, которой владеет собственник. Это было абсолютно логично, поскольку размер платы за ремонт и содержание жилья также устанавливается пропорционально площади квартиры (или комнаты, применительно к коммуналкам и общежитиям). Но, похоже, что кто-то из чиновников в собственном доме столкнулся с подобной практикой, и она не устроила. Или ему позвонила пожилая тетя, и не сумев ответить на ее вопрос, почему владельцы трехкомнатной квартиры имеют больше голосов, чем она в однокомнатной, этот работник правительства решил просто поменять законодательство. В новой редакции ст. 48 предусматривается, что количество голосов на собрании определяется количеством собственников. То есть, если в однокомнатная квартира разделена между тремя владельцами, а у трехкомнатной остался лишь один, то первые будут иметь втрое больше голосов, хотя второй будет платить втрое больше. Эта поправка, кстати, представляет собой привет также муниципалам и военному ведомству. Даже если половина квартир в доме неприватизирована, они будут обладать всего одним голосом.

В ст. 110 предлагается запретить жилищные и жилищно-строительные кооперативы. В течение трех месяцев с момента выплаты последнего пая они будут должны преобразоваться в ТСЖ или перейти под контроль Управляющей компании. Лет десять назад такая норма уже принималась, и после года скандалов и конфликтов была отменена. Юридически ТСЖ и ЖСК практически не отличаются, но люди привыкли к определенной традиции, и совершенно непонятно, в угоду каких и чьих интересов они должны ломать сложившийся и хорошо работающий уклад. Ведь сказано же: «Если работает – не разбирай». Но это не для российского правительства сказано.

В ст. 143 предлагается сделать членство в ТСЖ обязательным, хотя это противоречит самой логике добровольности объединения граждан. И, кстати, противоречит порядку роспуска ТСЖ, если из него вышло более половины членов. Ведь как можно выйти из ТСЖ, если членство в нем обязательно?

Ст. 149 в новой редакции предусматривает квалификационные экзамены для председателей ТСЖ, обязательные каждые пять лет. То есть, человек не сможет быть избран председателем ТСЖ, если у него нет квалификационного аттестата. Аттестат будут выдавать те же чиновники Жилинспекции, которые сами никаких аттестатов иметь не обязаны. Равно как никакого квалификационного аттестата не имеют ни мэры городов, ни министр ЖКХ с его замами, ни глава правительства, ни депутаты от «Единой России». То есть, чтобы выдвинуться на пост президента России, аттестат не нужен. Чтобы руководить министерством ЖКХ – тоже не нужен. Чтобы писать законы о ЖКХ аттестат не требуется. А чтобы вывести из под контроля ошалевших от жадности властей собственный дом и создать ТСЖ надо сдать этим властям экзамен.

А вот еще норма: "Собственники помещений в многоквартирном доме могут установить в договоре управления срок не более чем три месяца, в течение которого собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом без обоснования причин отказа». До сих пор в договорах обычно прописывалось, что сторона может сообщить о его расторжении, заблаговременно, месяца за два, уведомив другую о своем решении. Поправка правительственных чиновников фактически запрещает такую практику, заставляя обосновывать решение. А обоснование, понятно, можно обжаловать в суде, что и будут делать управляющие компании, которым вовремя помогут Жилищные инспекции и органы местного самоуправления.

Можно задаться вопросом – а разве ничего не стоит менять в жилищном законодательстве? – Можно и нужно. Если коротко:
- национализировать коммунальные монополии и сделать их деятельность абсолютно финансово прозрачной (это же монополии, какая там может быть коммерческая тайна);
- расформировать Жилищную инспекцию;
- восстановить Непосредственное управление и отменить штрафы с ТСЖ;
- отменить закон о лицензировании управляющих организаций;
- сократить перечень обязательных видов работ, ограничив его мероприятиями, гарантирующими безопасность и здоровье граждан.

А законопроект, который подготовлен Правительством, имеет прямо обратное направление. Его цель – подавить и задушить жилищное самоуправление, вернуть систему принудительных ЖЭКов (но уже частных) и обеспечить обогащение дружественного чиновникам бизнеса. То, что дома под их управлением разваливаются на глазах и обрушаются, представляет мелкие издержки по сравнению с перспективой в будущем переехать на ПМЖ в Люксембург. В этом Люксембурге, правда, нет никакой Единой России, но она ведь и самим единороссам за границей не нужна. Их влечет туда, где нет и тени их управленческой модели.

 Александр Тукалевский,  размещено на ФБ по ссылке:

Кому мешает ТСЖ? Минстрой России внес проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ»,где предлагается статью 149 изложить в следующей редакции:

Статья 149. Председатель правления товарищества собственников жилья

1. Председателем правления товарищества собственников жилья является лицо из числа членов правления такого товарищества, имеющее квалификационный аттестат.
2. Проверка квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата (далее - претендент), осуществляется в форме квалификационного экзамена.
3. Порядок проведения квалификационного экзамена, перечень лиц, проводящих квалификационный экзамен, перечень вопросов для его проведения, порядок определения результатов квалификационного экзамена устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
4. Порядок и условия выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, его форма, основания для принятия решения об отказе в выдаче такого аттестата, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
5. Квалификационный аттестат действует в течение пяти лет с момента выдачи. За прием квалификационного экзамена плата не взимается.
6. Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества, но не более двух лет и не более срока действия его квалификационного аттестата. Председатель правления товарищества собственников жилья обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

Существуют проблемы в МКД под управлением ЖСК, ТСЖ??? Эти дома содержаться хуже, чем дома под управлением УО??? ЖСК на протяжении десятилетий доказали, что это самая лучшая форма управления в стране. ТСЖ продолжают эту традицию.

Возьмите дома-ровесники и сравните ТСЖ и не ТСЖ. Разница видна даже не профессионалам. Уже в объявлениях о продажах квартир указывается, что дом находится под управлением ТСЖ, следовательно, и стоимость квартиры выше.

Председатель правления ТСЖ, ЖСК выборная должность. Давайте введем тогда квалификационный экзамен для мэров, губернаторов, президента. Выбрали – сдавай экзамен, не сдал – новые выборы уже другого кандидата.

А еще лучше создать аттестационные комиссии при избирательных комиссиях всех уровней, вплоть до ЦИК. Прежде чем зарегистрировать кандидата, ему надо сдать квалифицированный экзамен. Не сдал – свободен. Это будет способствовать более углубленному изучению законодательства кандидатами в депутаты, в мэры, в губернаторы и как следствие повышению качества управления муниципальным районом, городом, регионом и принятие более качественных законов на всех уровнях.

Принятие этих поправок поставит крест на ТСЖ, ЖСК. В правлении ТСЖ должно быть несколько человек с аттестатами. У Минстроя большое заблуждение, что наличие квалификационного аттестата повысит качество управления МКД ТСЖ. Оно и так качественное. Председатели ТСЖ, которые на протяжении многих лет грамотно и эффективно управляли, и эксплуатировали дома, вдруг окажутся не компетентны?

И что такое квалификационный экзамен? Это 200 вопросов, которые можно за неделю выучить, не являясь специалистом и не вникая в их смысл. Сдавший его, но ни дня, не работавший в сфере ЖКХ, управлять МКД все равно не сможет никогда.

Кроме того, это огромная коррупционная составляющая. У многих будет огромное желание взять в управление МКД, которым управляет ТСЖ. Ведь общее имущество содержится в хорошем, даже в отличном состоянии, инженерные сети работают безукоризненно, ТСЖ инвестирует в энергосберегающие технологии. И тут можно председателю ТСЖ не выдать квалификационный аттестат или аннулировать его. И забирайте дом, кому это надо.

Все это напоминает процесс коллективизации в СССР в 1928-1937 гг. Жил себе крепкий крестьянин, кормил свою семью, часть продукции отдавал стране, давал работу своим односельчанам. Но вот жаба задавила окружающих, как же так. Все должны жить одинаково. Вот и сейчас тоже самое. Ну почему ТСЖ, ЖСК управляют лучше, чем управляющие организации. И лицензирование ввели для УО, и квалификационные аттестаты, а все равно не получается. Значит нужно ТСЖ поставить в общее стойло. Может быть собственники будут решать, как им жить?

Кроме того, кто как-то связан с ТСЖ, ЖСК, прекрасно знают, что председатель должен быть хорошим психологом, коммуникабельным руководителем. Этому ни где не научат, это есть или нет. Можно быть классным специалистом в области управления и эксплуатации, но если ты не можешь ладить с жителями, то никогда не сможешь быть председателем ТСЖ.

Мы исправно платим налоги, своевременно рассчитываемся за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, сами разбираемся с должниками. Нет надо палки в колеса вставлять. Оставьте ТСЖ в покое.

 Сергей Шиянов, Председатель ТСЖ,  размещено по ссылке:

Минстрой России внес проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ»,где предлагается статью 149 изложить в следующей редакции:

Статья 149. Председатель правления товарищества собственников жилья

1. Председателем правления товарищества собственников жилья является лицо из числа членов правления такого товарищества, имеющее квалификационный аттестат.
2. Проверка квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата (далее - претендент), осуществляется в форме квалификационного экзамена.
3. Порядок проведения квалификационного экзамена, перечень лиц, проводящих квалификационный экзамен, перечень вопросов для его проведения, порядок определения результатов квалификационного экзамена устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
4. Порядок и условия выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, его форма, основания для принятия решения об отказе в выдаче такого аттестата, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
5. Квалификационный аттестат действует в течение пяти лет с момента выдачи. За прием квалификационного экзамена плата не взимается.
6. Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества, но не более двух лет и не более срока действия его квалификационного аттестата. Председатель правления товарищества собственников жилья обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

Существуют проблемы в МКД под управлением ЖСК, ТСЖ??? Эти дома содержаться хуже, чем дома под управлением УО??? ЖСК на протяжении десятилетий доказали, что это самая лучшая форма управления в стране. ТСЖ продолжают эту традицию.

Возьмите дома-ровесники и сравните ТСЖ и не ТСЖ. Разница видна даже не профессионалам. Уже в объявлениях о продажах квартир указывается, что дом находится под управлением ТСЖ, следовательно, и стоимость квартиры выше.

Председатель правления ТСЖ, ЖСК выборная должность. Давайте введем тогда квалификационный экзамен для мэров, губернаторов, президента. Выбрали – сдавай экзамен, не сдал – новые выборы уже другого кандидата.

А еще лучше создать аттестационные комиссии при избирательных комиссиях всех уровней, вплоть до ЦИК. Прежде чем зарегистрировать кандидата, ему надо сдать квалифицированный экзамен. Не сдал – свободен. Это будет способствовать более углубленному изучению законодательства кандидатами в депутаты, в мэры, в губернаторы и как следствие повышению качества управления муниципальным районом, городом, регионом и принятие более качественных законов на всех уровнях.

Принятие этих поправок поставит крест на ТСЖ, ЖСК. В правлении ТСЖ должно быть несколько человек с аттестатами. У Минстроя большое заблуждение, что наличие квалификационного аттестата повысит качество управления МКД ТСЖ. Оно и так качественное. Председатели ТСЖ, которые на протяжении многих лет грамотно и эффективно управляли, и эксплуатировали дома, вдруг окажутся не компетентны?

И что такое квалификационный экзамен? Это 200 вопросов, которые можно за неделю выучить, не являясь специалистом и не вникая в их смысл. Сдавший его, но ни дня, не работавший в сфере ЖКХ, управлять МКД все равно не сможет никогда.

Кроме того, это огромная коррупционная составляющая. У многих будет огромное желание взять в управление МКД, которым управляет ТСЖ. Ведь общее имущество содержится в хорошем, даже в отличном состоянии, инженерные сети работают безукоризненно, ТСЖ инвестирует в энергосберегающие технологии. И тут можно председателю ТСЖ не выдать квалификационный аттестат или аннулировать его. И забирайте дом, кому это надо.

Все это напоминает процесс коллективизации в СССР в 1928-1937 гг. Жил себе крепкий крестьянин, кормил свою семью, часть продукции отдавал стране, давал работу своим односельчанам. Но вот жаба задавила окружающих, как же так. Все должны жить одинаково. Вот и сейчас тоже самое. Ну почему ТСЖ, ЖСК управляют лучше, чем управляющие организации. И лицензирование ввели для УО, и квалификационные аттестаты, а все равно не получается. Значит нужно ТСЖ поставить в общее стойло. Может быть собственники будут решать, как им жить?

Кроме того, кто как-то связан с ТСЖ, ЖСК, прекрасно знают, что председатель должен быть хорошим психологом, коммуникабельным руководителем. Этому ни где не научат, это есть или нет. Можно быть классным специалистом в области управления и эксплуатации, но если ты не можешь ладить с жителями, то никогда не сможешь быть председателем ТСЖ.

Мы исправно платим налоги, своевременно рассчитываемся за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, сами разбираемся с должниками. Нет надо палки в колеса вставлять. Оставьте ТСЖ в покое.

По мнению экспертов Фонда «Институт экономики города» ссылка на  источник ), большинство предложенных законопроектом поправок окажет серьезное негативное влияние на развитие конкуренции в сфере управления многоквартирными домами и на активность собственников помещений в многоквартирных домах. Многие предлагаемые изменения нуждаются в обсуждении с экспертами и практиками. В целом, законопроект не поддерживается и нуждается в серьезной переработке.

Законопроект предлагает изменения не связанных единым предметом положений Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующих правоотношения в сфере управления многоквартирными домами, в том числе изменения порядка принятия решений на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, отдельные аспекты деятельности, реорганизации и ликвидации жилищных и жилищно-строительных кооперативов, выхода из многодомовых товариществ собственников жилья, осуществления деятельности управляющих организаций, регулирования договора управления многоквартирным домом, и многих других вопросов.

Заключение ИЭГ на проект ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (.pdf, 297.3Кб) 
Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (.pdf, 249.3Кб)

_________________________________________________

 Подготовила  к публикации Независимый  эксперт, Ольга Перминова, которая  разделяет беспокойство коллег  и считает, что  Законопроект  не должен быть рассмотрен  в таком виде. Его следует доработать с участием профессионального экспертного сообщества, Председателей Жилищных объединений и специалистов в области управления  многоквартирных домов.

Сетевое издание "Солнечный дом ®".

Теги: