Проект федерального закона № 500410-6 о введении штрафных санкций для УО, кому это выгодно?

 В Государственную Думе внесен проект  федерального закона № 500410-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен 16.04.14) и сегодня его  рассмотрят в первом чтении.   Доклад депутата ГД Е.Л.Николаевой. Содоклад заместителя председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству П.Р.Качкаева.

Законопроект предлагает:

- дополнить перечень оснований для проведения внеплановой проверки управляющей организации таким основанием, как поступление заявлений (обращений) о фактах нарушения обязательных требований к порядку установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в т.ч. платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом (МКД), содержанию, текущему ремонту общего имущества в МКД, взноса на кап. ремонт. При этом жил.инспекторы наделяются правом по заявлениям собственников помещений в МКД проверять правомерность установления (изменения) размера такой платы;
- закрепить в ФЗ «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении», «О газоснабжении в Российской Федерации», «Об электроэнергетике» штрафные санкции в пользу ресурсоснабжающих организаций при несвоевременной и (или) неполной оплате коммунального ресурса исполнителем коммунальных услуг в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты и по день фактической оплаты включительно;
- предоставить право ресурсоснабжающей организации инициировать общее собрание собственников помещений в МКД в случае наличия у управляющей организации, ТСЖ, жил. кооператива, иного специализированного потреб. кооператива, подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за коммунальный ресурс в размере, превышающем его стоимость за 3 расчетных периода (расчетных месяца), для принятия решений по вопросу внесения платы за соответствующую коммунальную услугу напрямую ресурсоснабжающей организации, изменения способа управления или выбора иной управляющей организации;
- усилить ответственность недобросовестных потребителей за несвоевременную оплату жил. помещения и коммунальных услуг (повышение пени до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты; введение штрафов);
- установить обязанность управляющей организации, органов управления ТСЖ, жил.кооперативов  организовать  по обращению собственника помещения созыв и проведение общего собрания собственников помещений;
- ввести очно-заочную форму проведения общего собрания собственников помещений в МКД, предусматривающей возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении такого собрания, решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, лично или посредством почтовой, телеграфной связи или иной определенной на собрании связи, в т.ч. электронной, которая обеспечивает аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение

 Однако, в отсутствие сбытовой надбавки нагрузка на начисления платежей в пользу РСО и так лежит бременем на организациях, осуществляющих управление многоквартирными домами, и складывается странная, если не забавная, ситуация, что НКО (ТСЖ /ЖСК) осуществляя, по сути, благотворительность в пользу коммерческих РСО, производят начисление, сбор и перечисление платежей за КУ, ведут судебно претензионную работу с должниками (собственниками и нанимателями помещений) и несут бремя всех издержек за  Монополистов от РСО.

 Но этого оказывается мало: на Управляющие организации (УО) возлагается новая ответственность – пени за неуплату в срок, раньше, чем позволено их начисление потребителю-собственнику и нанимателю.

ЖК РФ (ст. 155, п. 14) устанавливает пени для лица, несвоевременно внесшего плату за жилое помещение и коммунальные услуги, 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а с 91 дня в размере 1/170 cо дня установления установленного срока оплаты, то есть до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем

В то же время, для УО/ТСЖ/ЖСК, из предлагаемых законопроектом поправок следует: "Потребитель или покупатель, несвоевременно и (или) неполностью оплативший электрическую энергию, тепловую энергию (мощность), принятую воду, услуги водоотведения, поставленного газа - обязан уплатить пени в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченной суммы за каждый день прострочки, начиная со следующего дня после наступления установленного договором срока оплаты и по день фактической оплаты включительно."

Срок оплаты, установленный по договору, как правило, 20 число месяца, следующего за истекшим месяцем. То есть, в период с 21-го дня по100-й день (79 дней) житель-должник платит пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а УО платит в это же время пени в размере 1/170.

Но задолженность, как показывает практика, у УО образуется именно из-за задолженности непосредственного потребителя-собственника/нанимателя помещений.

Кто и как, и из каких средств  будет оплачивать эту разницу?

ЖК РФ ст. 155 (п.14) гласит: Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.

Поправки, отраженные в проекте в ст. 1, касающиеся изменений в ЖК РФ, противоречат поправкам проекта в ст.ст. 2, 3, 4 и 5 в отдельные законодательные акты РФ и  свидетельствуют об оторванности от жизни наших законодателей. Это скрытый перевод на авансовые платежи в пользу РСО.

Законно ли это, и где взять финансовое обеспечение под такие поправки УО и кому это выгодно? 

Ольга Перминова

 При подготвке материала использованы источники: http://www.perovo22k2.ru,https://www.facebook.com/UrbanEconomics

Теги: